Май 19 2019 12:11:38
НИР «Математическое моделирование взаимодействия участников рынка информационных технологий»

  В. И. Соловьев является основателем нового научного направления экономики рынка информационных технологий, в рамках которого получены следующие результаты, опубликованные в ряде статей и обобщенные в монографиях «Стратегия и тактика конкуренции на рынке программного обеспечения: Опыт экономико-математического моделирования» (2010 г.) и «Экономико-математическое моделирование рынка программного обеспечения» (2009 г.):
  • выявлены основные свойства программных продуктов, выделяющие их среди других интеллектуальных товаров и определяющие инновационные модели бизнеса на рынке программного обеспечения; помимо нематериальности, идемпотентности и наличия института защиты авторских прав, которые присущи любым интеллектуальным товарам, важнейшими свойствами программного обеспечения являются невозможность его использования без комплементарного материального продукта — аппаратного обеспечения — и способность программного обеспечения выступать в качестве интеллектуального средства труда;
  • в отличие от известных моделей взаимодействия монопольного разработчика коммерческого программного обеспечения с монопольным производителем аппаратного обеспечения, а также монопольного разработчика коммерческого программного обеспечения с двумя конкурирующими производителями аппаратного обеспечения, в разработанных моделях рассмотрено предложение двух типов аппаратного обеспечения, коммерческого программного обеспечения, его пиратских копий и некоммерческих аналогов, с помощью построенных моделей определено равновесное разделение рынка программного обеспечения между пользователями лицензионных копий коммерческих программных продуктов, их пиратских копий и некоммерческих заменителей, равновесные значения цен всех продуктов и прибыли всех участников рынка;
  • в отличие от известных моделей оценки ущерба от пиратства на рынке коммерческих программных продуктов и их пиратских копий, предлагаемых независимо от аппаратного обеспечения, в данной работе построена модель рынка композитных продуктов, состоящих из аппаратного и программного обеспечения, на котором предлагаются два типа аппаратного обеспечения, коммерческое и некоммерческое программное обеспечение, и проведено сравнение равновесных объемов рынка, цен продуктов и прибыли производителей при наличии и отсутствии предложения пиратских копий коммерческого программного обеспечения, позволившее установить, что пиратство приводит к снижению равновесных цен аппаратного и коммерческого программного обеспечения, увеличению числа их пользователей, увеличению прибыли разработчика коммерческого программного обеспечения и снижению прибыли производителей аппаратного обеспечения;
  • в отличие от известных моделей, в которых ценовой лидер может обеспечить себе существенно более высокую, чем в равновесии Курно, прибыль при одновременном снижении прибыли ведомого, показано, что на рынке двух типов аппаратного обеспечения, коммерческого и некоммерческого программного обеспечения применение стратегии ценового лидерства производителем более дорогого аппаратного обеспечения не приводит к существенным изменениям прибыли участников рынка, применение стратегии ценового лидерства производителем более дешевого аппаратного обеспечения приводит к уменьшению его прибыли по сравнению с тем, как если бы он выступал ведомым, а производитель коммерческого программного обеспечения не может выступать ценовым лидером, поскольку функции реакции обоих производителей аппаратного обеспечения не зависят от цены коммерческого программного обеспечения;
  • с помощью разработанной динамической модели смешанной дуополии производителей коммерческого и некоммерческого программного обеспечения с учетом линейного роста рынка показано, что в отличие от известных результатов (состоящих в том, что некоммерческий программный продукт ни при каких условиях не может вытеснить с рынка коммерческий продукт и может сосуществовать на рынке одновременно с аналогичным коммерческим продуктом тогда и только тогда, когда склонность пользователей к обучению некоммерческому программному продукту достаточно высока), при достаточно большой доле пиратства или достаточно больших издержках по оказанию технической поддержки коммерческий продукт может покинуть рынок независимо от ценовой стратегии его разработчика;
  • в отличие от известных моделей поведения производителей программного обеспечения, пользователей и пиратов независимо друг от друга и моделей взаимодействия производителей программного обеспечения либо государства с пиратами, позволяющих рассмотреть предложение пиратских копий программных продуктов как механизм ценовой дискриминации, определить условия выгодности незаконного копирования программных продуктов, а также оценить ущерб, наносимый пиратством, предложенная модель взаимодействия производителя коммерческого программного обеспечения с пользователями в условиях существования рынка пиратских копий позволяет экономически обосновать нерациональность проведения разработчиком коммерческого программного обеспечения проверок легальности использования программных продуктов;
  • построенная модель принятия производителем программного обеспечения решений по открытому распространению части продуктов, состоящих из ядра, расширений и дополнительных услуг, отличающаяся от известных моделей, в которых предполагается, что весь программный продукт может распространяться либо в закрытом виде на коммерческой основе, либо в открытом виде на некоммерческой основе, позволила доказать нерациональность распространения полностью закрытого продукта даже на монопольном рынке, а также сформулировать правила выбора оптимального способа распространения программных продуктов при различных соотношениях между уровнем зависимости спроса на расширения от инновационной активности их пользователей и уровнем дополнительного сервиса;
  • в отличие от известных моделей, предполагающих, что производитель программного обеспечения может получать доходы либо от распространения платных программных продуктов, свободных от рекламы, либо от размещения рекламы в бесплатных программных продуктах, с помощью предложенной модели распространения программного обеспечения как услуги, учитывающей также возможности размещения рекламы в платных продуктах и одновременного предложения платных и бесплатных продуктов, обоснована неэффективность распространения только платных программных продуктов (как без размещения рекламы, так и с ее размещением), а также сформулированы правила выбора оптимального способа распространения программных продуктов в зависимости от их потребительской ценности и цены рекламного показа;
  • в отличие от существующих моделей смены технологий, в которых рассматривается рынок одного постоянно улучшаемого продукта, построена многошаговая модель, в которой на каждом шаге и производитель аппаратного обеспечения, и разработчик комплементарного программного обеспечения могут принять или не принять решение о выпуске нового поколения своих продуктов; с помощью разработанной модели доказано, что оптимальные моменты выпуска новых версий программного обеспечения не всегда совпадают с оптимальными моментами выпуска новых поколений аппаратного обеспечения.

  Работы в области математического моделирования взаимодействия участников рынка информационных технологий в 2009—2010 гг. были поддержаны Грантом Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых, а также удостоены третьей премии имени профессора Б. Л. Овсиевича за 2010 г.

  В 2011 г. по материалам данных исследований В. И. Соловьев защитил в Центральном экономико-математическом институте РАН диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук на тему «Математическое моделирование рынка программного обеспечения» (специальность 08.00.13 «Математические и инструментальные методы экономики»).

Контакты
Тел.: +7 499 943 9454
E-mail: VISoloviev@ya.ru
Авторизация
Логин

Пароль



Вы не зарегистрированы?
Нажмите здесь для регистрации.

Забыли пароль?
Запросите новый здесь.
RSS-каналы
RSS - Новости
Время загрузки: 0,01 секунд 2,891,292 уникальных посетителей
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37