Проект виртуализации компьютерных классов предполагает переход на виртуализацию рабочих мест с постепенным переходом на тонкие клиенты, продлением срока службы устаревших компьютеров и перспективой открытия доступа к университетским сервисам с мобильных пользовательских устройств. В ходе проекта на 7 физических серверах IBM M3 х3550 установлена и настроена операционная система Microsoft Windows Server 2012 с обновлениями, и после настройки системы виртуализации Hyper-V они объединены в отказоустойчивый кластер. В качестве системы хранения данных применяется IBM DS3512. Для управления виртуальной инфраструктурой используется Microsoft System Center Virtual Machine Manager 2012. После настройки файл-сервера и создания 10 виртуальных машин на 9 из них устанавлена операционная система Microsoft Windows Server 2012, на одной — Microsoft Windows 8. Затем проведена установка и настройка компонентов инфраструктуры виртуализации рабочих мест Microsoft VDI, а также настройка балансировки нагрузки и виртуализации пользовательской среды, после чего созданы виртуальные машины для шаблона инфраструктуры VDI, на которые установлены операционные системы Microsoft Windows 7 и Microsoft Windows 8, а также Microsoft ISA Firewall Client и Microsoft App-V Client. Затем создан и настроен пул из 500 виртуальных рабочих мест и настроено программное обеспечение инфраструктуры виртуализации приложений Microsoft App-V. Ранее значительную часть ИТ-расходов Финансового университета составляли затраты на обновление персональных компьютеров (например, в компьютерных классах они обновлялись раз в два года). Кроме того, наблюдалась сложность управления программным обеспечением — ограниченное число лицензий на прикладное ПО требуется распределять между большим числом учебных дисциплин, занятия которым проходят в разных классах, и это накладывало на учебный процесс довольно существенные ограничения. В результате существенно снизились затраты на обновление клиентских устройств: помимо того, что тонкие клиенты существенно дешевле традиционных рабочих станций и имеют существенно более долгий срок службы, проект позволил продлить жизнь старым компьютерам, которые стало возможно использовать в качестве рабочих мест с обеспечением производительности, соответствующей современным и будущим ожиданиям пользователей. Технология VDI позволила существенно повысить гибкость и масштабируемость инфраструктуры, существенно упростив создание и администрирование рабочих мест. Конечно, произошло и снижение энергопотребления, но самое главное, что позволил проект — создать компьютерные классы, в которых возможно изучение любых программных продуктов в любом операционном окружении, подготовиться к трансформации образовательного процесса университета с доставкой обучающих сред на личные устройства пользователей и перспективе отказа от использования специализированных компьютерных классов и использования личных устройств студентов. Естественно, новые технологии предполагают трансформацию сознания преподавателей: сегодня установка программного обеспечения на виртуальные машины для использования на занятиях лежит на университетских айтишниках, но мы работаем с преподавателями, чтобы в ближайшей перспективе эти задачи ушли на самообслуживание. Сейчас технологии VDI внедрены в одном из наших корпусов, в котором размещается факультет прикладной математики и информационных технологий, в дальнейшем на инфраструктуру VDI планируется перевести все компьютерные классы и 90% рабочих мест сотрудников, далее постепенно отказаться от компьютерных классов и перейти к использованию на занятиях личных ноутбуков и планшетов студентов. Это позволит не только сократить затраты на инфраструктуру, но и существенно расширить возможности дистанционных образовательных сервисов. |